Мороженое дорожает. И в нем все меньше молока и масла.
Пломбиры, щербеты и крем-брюле всю прошлую неделю «остужали» россиян в аномальную жару. Продажи мороженого резко увеличились, а брикеты и стаканчики, соответственно, начали дорожать. Впрочем, сами производители лакомства уверяют, что такого шквального роста цен, как в прошлом году, уже не будет.
«Подорожание станет самым слабым за последние три года», — рассказал корреспонденту «РГ» гендиректор Союза мороженщиков России Валерий Елхов. В прошлом месяце, по данным Росстата, килограмм сливочного мороженого стоил 172 рубля, хотя в начале года — на 4 процента меньше. Для сравнения: в 2009 году к маю этот десерт набрал в цене уже 8 процентов, а в 2008 году — почти 9 процентов.
Мороженое всегда начинает дорожать весной и находится на пике цены летом. «Сезонный фактор», — разводит руками Валерий Елхов. Но для повышения цен в прошлом году были и другие, кризисные причины: спрос на лакомство сильно сократился. «Мороженое — не товар первой необходимости, — объясняет эксперт, — даже несмотря на то, что стоит оно сравнительно дешево». Плюс в последние два года лето и весна были нежаркие. Но главное, по словам эксперта, сырье для мороженого — сухое молоко и сливочное масло — резко выросло в цене.
Хоть и косвенно, но на подорожание сырья, по мнению производителей, повлиял новый технический регламент на молоко. «В целом процесс производства пломбира, сливочного или молочного мороженого после его принятия не изменился, — объясняет Елхов, — но сухого молока на рынке стало меньше». По словам эксперта, производить его теперь невыгодно — молочный напиток, который из него готовят, не пользуется таким спросом, как настоящее молоко. Поэтому производители не хотят его сушить и продают переработчикам свежим. Так что рынок сухого молока, из которого делают мороженое, сократился на 40 процентов. Поэтому, по словам Валерия Елхова, производители вынуждены завозить сырье из стран СНГ, Финляндии, Франции, а сливочное масло, к примеру, везут из Новой Зеландии. Кроме того, с прошлого года ввели 10-процент ные таможенные пошлины на импортные растительные масла — рапсовое, соевое, пальмовое. Это также стало причиной подорожания.
В итоге производство мороженого, которое до кризиса зашкаливало за 350 тысяч тонн в год, за три года снизилось на 50 тысяч тонн. А цены, по данным Росстата, за прошлый год повысились на 14 процентов, за 2008 год — на 18 процентов. Мороженщики даже говорят, что статистики скромничают, поскольку, по их данным, цены подскочили на четверть. В любом случае любимый с детства пломбир в вафельном стаканчике уже давно не купить дешевле 20 рублей. Но теперь производители обещают, что в этом году такого роста цен не будет, что, впрочем, кажется довольно странным.
Эксперты предсказывают подорожание молока. Причем, по данным Росстата, с января цены производителей уже выросли на 10 процентов. А мороженое за это время прибавило только на 4 процента. Аналитики объясняют такую разницу тем, что доля мороженого на растительных жирах на российском рынке достигает 70 процентов. То есть большинство лакомств делается совсем не из молока и масла, а из рапсового или пальмового масла. Для мороженщиков это выгодно — по себестоимости они гораздо ниже, чем молоко, производство которого, к слову, сейчас падает, а молочная отрасль испытывает большие трудности.
«Замещение растительных жиров молочными положительно отразилось бы на производстве молока и отечественной экономике», — говорит Андрей Даниленко, председатель правления Национального союза производителей молока. Потребности в сливочном масле выросли бы минимум в два раза, или на 50 тысяч тонн, а потребности в сухом молоке как минимум на 10 процентов, или на 5 тысяч тонн. «Отечественные производители способны обеспечить необходимый объем, — считает Даниленко, — особенно с учетом того, что мороженое — продукт сезонный, наиболее востребованный летом». А лето — традиционный для производителей сезон «большого молока», то есть сырого. А значит, переход на отечественное сырье мог бы обеспечивать сбытом производителей молока в «несезон» и был бы дополнительным фактором стабилизации молочного рынка в этот напряженный период. Однако, по словам Даниленко, замещение растительных жиров молочными, как и положено по технологии производства мороженого, неизбежно приведет к увеличению себестоимости его производства примерно на 30 процентов, что невыгодно производителям. А покупателям? Влияние растительных масел на организм еще до конца не изучено, а детям, которые так любят «морожку», молочные белки были бы гораздо полезнее.
как выбрать мороженое?
При покупке следует обращать внимание на то, есть ли в составе мороженого пункт «растительный жир». Хотя зачастую производители не расшифровывают, какой он — пальмовый или кокосовый. К тому же на этикетке редко указывают соотношение молочного и растительного жиров, поэтому степень «растительности» мороженого оценить трудно. Если есть занк ГОСТа, то, скорее всего, мороженое настоящее, если «ТУ», то растительное. По правилам в молочном, сливочном или пломбире растительного жира вообще быть не должно. Если выбирать из добавок, то «натуральнее» будут курага, изюм, орехи, а также ягоды и фрукты средней полосы России. Фруктовый лед в своей общей массе ненатуральный — восстановленное пюре или подкрашенная вода. А щербет лучше выбрать из местных плодов (клубника, малина, брусника), и стоить он не может меньше 15-20 рублей.